Как масштабировать помогающую практику?
Онлайн даёт много возможностей для оказания психологической помощи и поддержки высококвалифицированным специалистом без привязки к месту проживания потенциального клиента, поэтому большинство психологов и коучей сейчас консультируют онлайн и многие проводят групповые программы.
Эффект, даваемый групповыми терапевтическими и поддерживающими программами хорошо изучен специалистами, а за последнее время становится известным и широкому кругу потенциальных клиентов.
Большинство обращающихся за помощью к специалисту делают осознанный выбор между форматом индивидуальных консультаций или участием в групповой программе.
При этом, участие в групповой программе на современном рынке онлайн-услуг не уступает по стоимости циклу индивидуальных встреч со специалистом, и это верный признак эффективности и субъективной значимости таких программ среди их участников.
Вы, будучи специалистом в своей сфере, вкладываете много сил, опыта и знаний в свою работу и в какой-то момент понимаете, что хотите и способны помочь большему количеству людей одновременно. Перед помогающим практиком встаёт вопрос или расширения, или масштабирования своей успешной практики.
Чем отличается расширение практики от масштабирования?
Расширение практики — это увеличение количества консультационных часов или увеличение числа участников группы под непосредственным вашим руководством, к примеру, от 15 до 25 человек. Расширение — это всегда увеличение вашей личной вовлеченности в прямую работу с клиентами, увеличение их числа и, как следствие, увеличение и вашего дохода и затраченных сил.
Каждый помогающий специалист, вне зависимости от того, на каком уровне находится его практика прямо сейчас, уже вносит очень важный и общественно значимый вклад в жизнь огромного числа людей не только из своего ближайшего окружения. Через изменения в благополучии и самоосознании своих ближних, он влияет и на жизнь других, очень далеких от себя людей.
Для большинства специалистов комфортный баланс между уровнем дохода, профессиональной самореализацией и количеством времени на “свободу от забот” находится именно здесь — на этапе расширения до комфортных пределов своей успешной практики с сохранением качества своей работы.
Бывает, что специалист достиг предела расширения своей практики в количестве затрачиваемого времени, но все еще не испытывает удовлетворения.
Когда предел практики достигнут, а достойного баланса в ней нет, как быть?
Если неудовлетворительным остался доход, это значит, надо сделать шаг назад, к началу этапа расширения, и повысить цену на свои услуги. Это неизменно уменьшит число ваших клиентов в первое время, но увеличит количество свободных часов для расширения практики на новых условиях. Поскольку процесс расширения вам уже знаком, второй раз пройти его будет проще. Возможно, потребуется и третий, и даже четвертый раз — но однажды наступит баланс между количеством отдыха, работы и доходом от неё.
Но не всё удовлетворение измеряется балансом отдыха, работы и дохода. Когда вы чувствуете, что получаете достойную оплату за свой труд, довольны результатами своих клиентов, но продолжаете жалеть, что в сутках только 24 часа, а у вас только одна голова и две руки, и поэтому вы так и не смогли помочь такому количеству людей, которому хотели бы и могли, будь всего этого у вас побольше — вот тут и встает вопрос масштабирования.
Впервые такой вопрос может возникнуть, когда полностью заполнились часы ваших индивидуальных консультаций. Тогда у вас есть два пути — повысить цену, как мы уже писали выше, или сменить основной формат работы на групповой. Изменение формата работы — это тоже еще не масштабирование. Это отдельный процесс, который потребует от вас изучения на практике новых условий работы, новых подходов и поиск нового баланса между отдыхом, работой и доходом. Если этот баланс вами найден — всё отлично!
Какая практика готова к масштабированию?
Если же вы достигли предельного числа участников и вашего личного участия в работе группы, вы хорошо видите задачи, которые внутри группы могли бы переложить на других людей без ухудшения качества и результатов участников — вот тут уже и идет речь о подготовке к масштабированию.
Как правило, к этому моменту вокруг вас уже есть ядро будущей большой группы — специалисты, готовые справиться с привлечением в группу бОльшего числа участников, верные последователи, сами способные оказать поддержку новым членам группы в их адаптации и поддерживающие доверительную атмосферу.
Что такое масштабирование?
Масштабирование — это кратное увеличение части структуры вашего бизнеса, включая все сопутствующие процессы. Если у вас было 6 консультаций в неделю, а стало 8, или было 15 человек в группе, а стало 20 — это расширение. А если была группа 15 человек с 1 куратором, а стало 20-30 с 2 кураторами — это масштабирование. То есть, вы взяли работающий формат и кратно повторили его какое-то число раз.
Такое кратное повторение формата легко представить в товарном бизнесе: одна швея шьёт 5 сумок в день, наняли вторую швею — теперь у вас 10 сумок в день. Чуть сложнее, то же самое представить в онлайн-обучении, но тоже всем привычно: был поток курса с двумя проверяющими д/з кураторами, стал поток вдвое больший с 4 кураторами.
Но в масштабировании терапевтической группы есть очень важное отличие.
Особенность масштабирования терапевтической группы.
Увеличение числа участников с 30 хотя бы до 50 уже ведёт к перестройке всех отношений в группе и сильно влияет на атмосферу камерности и доверия, что же говорить об увеличении группы до 150-200 человек?
Самый верный и опробованный десятилетиями мировой групповой практики выход — образовать в группе небольшие камерные подгруппы: кружки, команды, секции, беседы и тп.
При этом важно не просто разделить одну группу на 5-10 отдельных подгрупп ради атмосферы, но и сохранить управляемость и равное доверительное общение между частями — чтобы самому специалисту не работать за пятерых и не повторять контент 5 раз, не проводить 5 встреч вместо одной, сохранив ощущение общности и открытости среди всех участников сразу.
Вот тут-то и возникают технические сложности.
В отличие многих других ситуаций, в поддерживающей группе контент, создаваемый участниками (их сообщения, ответы друг другу, мнения) не менее важен для достижения желаемых результатов, чем контент, создаваемый самим специалистом. Поэтому контент участников имеет ценность и важен как сам по себе, так и в глазах участников группы, причем не только свой личный контент, но и других участников. Без него группа развалится или превратится в другой формат работы.
При увеличении количества участников группы первыми становятся неудобны чаты: проснувшись утром перед работой и обнаружив 130 новых сообщений, ты не знаешь, было ли там что-то очень важное от близких тебе людей или же там чье-то новое платье обсуждали?
Можно разбить общий чат на несколько чатов для подгрупп, но тогда пропадает общность всех участников и при общей встрече нет доверительной комфортной обстановки, чтобы каждый чувствовал себя свободно высказаться.
Тогда можно сохранить общее обсуждение серьезных вопрос в общей группе (например, на обучающей платформе в виде обсуждений домашних заданий к контенту или в группе соцсети), а чат для болтовни оставить общим. Это поможет группе с 15-20 вырасти до 30-50. Но если вы планируете группу еще более многочисленную, то и в lms и в соцсети вы столкнетесь со схожей проблемой: ориентироваться в постах от десятков участников станет крайне сложно. Кто-то будет оставаться неуслышанным, незамеченным и страдать.
Чем терапевтической группе может быть полезна платформа для сообществ?
С организацией качественного общения большого числа участников поможет справиться платформа для сообществ и клубов по подписке Мангустин.Онлайн.
Вы сможете разделить все сообщество на отдельные группы, сохранив единое пространство общения, и одновременно позволив каждой отдельной группе больше и ближе общаться в своем кругу. Вы не изолируете группы друг от друга, но при этом сохраните ощущение ближайшего круга и ближнего более широкого окружения с теми же ценностями и правилами.
В каждом сообществе Мангустин.Онлайн есть общее пространство, в котором можно следить за последними событиями во всем сообществе, и при этом каждый участник может собрать свой список подписок на тех, кто ему особенно близок, чтобы не искать их сообщения в общей массе. Можно добавлять упоминания участника — чтобы тот сразу узнал, что обратились к нему. Можно пользоваться групповыми хештегами, чтобы выделить то, что относится к разным группам из общего потока сообщений.
Вы можете назначать группам кураторов, которые будут публиковать контент, учитывающий ситуации участников именно своей группы, и при этом отдельные группы будут находиться в общем информационном поле, а не в изолированном коконе. Это позволит вам как профессионалу работать с большой группой в доверительной атмосфере близости. А вам как администратору группы быстро находить слабые места, видеть контекст и сообщества в целом, и отдельных групп, и ориентироваться во всем этом в пару кликов.
Есть ещё один важный плюс изолированного от традиционных соцсетей пространства Мангустин.Онлайн: человек, приходя в него, начинает общение с чистого листа, у него нет «предыстории», никто не знает, чей он сват, брат, дочь или сестра, чей начальник или сотрудник. Клиент имеет возможность открыто рассказывать о себе только то, что считает нужным, без привязки его слов к его же «публичному профилю» в открытом онлайн-пространстве. А когда участник сам этого захочет, тогда и поделится с сообществом своими соцсетями.
И, конечно, через Мангустин.Онлайн вы можете легко и комфортно, в автоматическом режиме принимать оплаты за участие в сообществе в любой валюте: вам не придется бегать и напоминать об оплатах, выставлять счета и переживать, не останется ли у кого-то из покинувших пространство доступ к его материалам и обсуждениям.
А о технической стороне вопроса позаботится мы — вам не понадобится разработчик или технический специалист для комфортной работы вашего сообщества. Наши специалисты имеют многолетний опыт в общении с помогающими практиками и нетехническими людьми и всегда готовы рассказать, на какие кнопки жать, чтобы решить вставшую перед вами задачу.
На платформе Мангустин.Онлайн уже работают сообщества, организованные психотерапевтами, с количеством участников от 150 до 350 человек. Одному из них более 5 лет и все они перешли к нам с других платформ для того, чтобы расти, повысить удобство общения между участниками и сохранить легкость управления.
Запишитесь на подробный обзор Мангустин.Онлайн и задайте все интересующие вопросы сооснователю сервиса Татьяне Беляевой.
Сохраните в Pinterest