Наталья Шарапова
Наталья Шарапова
Человек, женщина, исследователь смысла человеческой природы.
Экс-ментор, инструктор, супервизор в «Академии смысла» А.Курпатова.
Модератор мастер-майнд групп.

Как упорядочить потоки информации и почему это влияет на результативность?

Вы когда-нибудь замечали, что после пары часов в соцсети чувствуешь себя как после посещения восточного базара? Много впечатлений, много эмоций, много нового и неожиданного — но время прошло, а эффективность почти нулевая. Хотите узнать почему так происходит и можно ли этого избежать?

Возможности восприятия, их ограничения

Продолжительность мысли в среднем 3 секунды (Ист.1), всё остальное это связки. Собственно поэтому в роликах каждые 3 секунды меняются кадры, чтобы было не скучно. Количество объектов, которые мы можем держать в оперативной памяти — 7±2. Это значит, что все остальные объекты из поля восприятия вылетают, а точнее: они в него не попадают. Это так называемое число Миллера.

Если за короткий период времени человека перегрузить информацией, высока вероятность, что он даже и не вспомнит с чего всё начиналось, зачем, собственно, он приходил на 5 минут.

Согласно другим источникам, мозг каждую секунду получает 11 миллионов бит информации в виде сенсорных ощущений, а осознанно обработать всего лишь 40 бит (Ист.2). Дальше дела с нашим восприятием обстоят ещё скромнее. Когда мы переходим к тому, чтобы удержать информацию в краткосрочной памяти число 40 снижается до 4 (Ист.3).

Между тем для погружения в работу, связанную с решением новых задач, в том числе изучение нового материала, человеку необходимо от 23 до 29 минут (Ист.4) При этом информация, которая поступает, должна касаться только той задачи, которую человек сейчас решает. Мозгу нужно время, чтобы настроиться. Время, в которое ничто вас не будет отвлекать, ну или хотя бы количество отвлекающих факторов будет минимизировано.

Когда вы сидите дома, очень легко заметить как кто-то вас отвлекает — жена, муж, дети, животные.. Соцсети, как и СМИ, по существу делают то же самое более изощренными способами: мягкими, нежными и соблазнительными — либо резкими и якобы оправданными. Но по сути вся их деятельность направлена на привлечение вашего внимания. В контексте рабочего процесса — всё, что происходит направлено на то, чтобы вас отвлекать от того, чем вы занимаетесь, чтобы вы сделали то, что нужно их создателям. И если взаимодействие с вашими родными и близкими, их право на ваше внимание оправданно вашими тесными связями, то с соцсетями большой вопрос.

Сосредотачиваясь на одной важной задаче за раз — мы становимся наиболее продуктивными.
Если задача, которая перед вами стоит имеет какую-либо степень сложности — вероятность того, что мозг решит ускользнуть от ее решения и отвлечется наиболее высока. Объекты яркие и легкие для восприятия будут как магнитом привлекать его внимание и рассеивать фокус и энергию. Между тем, внимание — ценнейший элемент нашей жизни, который необходим для достижения ваших целей.

Внимание и количество потребляемой информации имеет физические ограничение. Большое количество информации утомляет и уводит фокус в сторону, не зная научных исследований этим очень умело пользуются базарные торговцы. Вот почему после магазинов и рынков вы можете чувствовать себя измотанными и уставшими. Вот почему важно фильтровать то, что вливается в голову сознательно и бессознательно. А всевозможная реклама, картинки, заголовки статей на бесплатных площадках, виртуальных и реальных — это неконтролируемый вами поток информации.

Как безопасно перекрыть лишние потоки информации?

Первое и незыблемое правило всех современных систем тайм-менеджмента — отключить все уведомления. Это значит отключить уведомления в вотсапе, телеграмме, вайбере, тик-ток и электронной почте, в ВК и одноклассниках. Выделить на проверку сообщений специально отведенное для этого время.

Но как быть, когда соцсеть необходима для работы вашего сообщества? Необходимо такое интернет-пространство, которое будет обладать архитектурой соцсети, такое, где сможет находиться собственная соцсеть, такое место, которое станет вашим интернет-офисом, а не местом на базаре, где каждый продавец пытается перекричать другого. Место — комфортное для вашего времени провождения. Оптимизированное под задачи вашего бизнеса. Пространство без рекламы конкурентов, без бесполезных игрушек и мемасиков, без ненужных уведомлений и прочих отвлекающих факторов.

Можно сколько угодно игнорировать факты, но от этого они не перестают на вас прямо или косвенно влиять. Вопрос в том, готовы ли вы расплачиваться за «бесплатность», зная что за ней стоит и к чему это может в конечном итоге привести.

Источники и исследования

  1. Oxford AQA Psychology A Level Year 1 and AS p.113-114. First published in 2015
  2. Timothy Wilson, Strangers to Ourselves: Discovering the Adaptive Unconscious (Cambridge, MA: Belknap Press, 2004)
  3. Nelson Cowan, «The magical Mistery Four: How Is Working Memory Capacity Limited, and Why?» Current Directions in Psychological Scince 19, no.1 (2010): 51-57;
    Edward K. Vogel and Steven J. Luck, «The capacity of Visual Working Memory for Features and Conjunctions,» Nature 390, no. 6657 (1997): 279-81;
    Nelson Cowan, «The Magical Number 4 in Short-term Memory: A Reconsideration of Mental Storage Capacity,» Behavioral and Brain Sciences, 24, no. 1 (2001): 87-114
  4. Mark, Gonzalez, and Harris, «No Task Left Behind»; Ioanna Katidioti et al., «Interrupt Me: External Interruptions Are Less Disruptive Than Self-Interruptions,» Computers in Human Behavior 63, (2016): 906-15.

Сохраните в Pinterest

Как упорядочить потоки информации и почему это влияет на результативность?

Мангустин.Онлайн

Сервис для сообществ и клубов по подписке